Статья из опыта работы "Роль развивающих игр в процессе интеллектуального развития ребенка"
Дошкольное детство - период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. Для реализации этих целей я работаю по теме: «Развивающие игры для детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)».
Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Основными задачами моей работы являются:
O Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
O Формирование обще-учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
O Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
O Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:
O Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
O Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.
O Закрепление детьми математической терминологии.
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
O принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
O принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
O принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
O принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
O принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
O принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Необходимым условием организации образовательных ситуаций с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Так как в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.
Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – ИГРА. И вот, как говорил об игре В.А.Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».
Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
В интеллектуальном развитии детей – математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.
Именно поэтому в своей работе я применяю новаторские идеи и педагогические технологии.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр. Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов (животных, птиц, домов, кораблей) из специальных наборов геометрических фигур. Собирая головоломку, ребёнок развивает наглядно-образное мышление, комбинаторные способности, целостное восприятие, воображение Применение наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Сложи узоры», «Сверкающее домино», «Винтики и гаечки» способствуют проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов, развитию мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, а так же развитию детского творчества, фантазии и воображения.
И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на игровой технологии «Логические блоки». Автором - разработчиком дидактического пособия – «Логические блоки», венгерским психологом и математиком Дьенешем предложена система дидактических игр с данным пособием. Более полная система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша представлена в книгах «Давайте поиграем» А.А. Столяра и «Логика и математика для дошкольников» З.А. Михайловой. Система игр представлена по принципу – от простого к сложному.
Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками». Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:
O «Угадай блок» (по 2-3 свойствам);
O «Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких»);
O «Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);
O «Сложи предмет» (плоский вариант);
O «Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);
O «Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их «дописать»);
O «Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним различным свойством);
O «Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка» у ребенка);
O «Логический поезд» (расставить блок по вагонам в соответствии с заданным изменяющимся свойством);
O «Найди пару».
На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками - обозначением свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств». Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы».
На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания.
Далее к изученным играм добавляются новые:
O «Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки, выбирая материал в соответствии с заданными правилами);
O «Логический поезд» (использование карточек с числовым соотнесением);
O «Мозайка цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают нужный блок).
Игры с использованием логических блоков - свойств: «День рождения» (замещение – подарок), «Рыбалка» (замещение – рыбы), «Космос» (инопланетяне) и т.д. в соответствии с выбранной темой.
Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б.Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Применяя логические блоки в качестве одного из эффективных средств развития мыслительной активности, я разработала этапы ознакомления детей с новой игрой.
Внесение нового пособия (игры) в группу.
Цель. Познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятиями «логический блок», «кодовая карточка», учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок.
Самостоятельная игра с развивающим материалом.
Цель. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
Так, в сюжетно- ролевой игре «Магазин» кодовая карточка – деньги, а логический блок – цена товара. В «Почте» кодовая карточка – адрес на домике, а логический блок – адрес на посылке. В играх «Поездка в автобусе», «Поход в кино, цирк» кодовая карточка – билет, а логический блок – место, которое необходимо занять.
Занятия с использованием логических блоков Дьенеша.
Цель. Формировать представление о таких математических понятиях, как кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике можно использовать:
В разделе «количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы. Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др.
В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.
«Ориентировка в пространстве». Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в занятия упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве. Например, воспитатель дает задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше. Варианты заданий могут быть разнообразными.
Воспитателю в работе с блоками на занятиях по ФЭМП предоставляется возможность по разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения. Педагог может использовать логические фигуры в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым.
Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников, поставленные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Предлагаемый опыт может быть использован педагогами как общеразвивающих, так и коррекционных групп. В первом случае педагогическая ситуация, в условиях которой придется работать, будет отличаться от предлагаемых условий незначительно. Поэтому опытом работы можно воспользоваться после незначительного его корректирования (составление тематического плана и плана работы с родителями с учетом возраста воспитанников). Во втором случае необходимость коррекции описываемого опыта может быть более значительной. Если педагог работает со слабовидящими детьми, то придется поработать дополнительно над изготовлением подходящих пособий. Геометрические фигуры лучше изготовить в объемном варианте, а кодовые карточки сделать выпуклыми из материала с разной структурой поверхности, чтобы детям легче было с помощью тактильных ощущений определить свойства объектов.
Предполагаемый результат - развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству. |