1) "Развитие ощущений у детей с ОВЗ". Это наиболее первичный и примитивный вид познавательных процессов. Это сигналы, которые воспринимаются органами чувств. Они дают нам представление об отдельных свойствах предметов – температуре, цвете, звуке, вкусе и т. д. Ощущения не могут дать целостную картину мира, к тому же они сиюминутны: когда заканчивается контакт органа чувств с предметом, ощущение пропадает. Обычно мы говорим о пяти видах ощущений: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Романтики могут попытаться описать ещё и некое «шестое чувство». В действительности ощущений у человека гораздо больше. Их даже принято делить на три группы. Первая – это те самые пять чувств, которые дают мозгу информацию о внешнем мире. Вторая группа – это ощущения, идущие от внутренних органов (чувство голода, жажды, боли, сердцебиения и др.). Третья группа – ощущения, идущие от мышц: данные о положении тела в пространстве, движении, напряжении мышц и др. (читать далее...).
2) "Развитие восприятия у детей с ОВЗ". Это то, с чего для человека начинается собственно познание. Ведь ощущения в чистом виде чаще всего нами не осознаются. Процесс восприятия ещё именуется перцепцией. Он позволяет отражать мир в целостных образах, хотя по-прежнему носит лишь сиюминутный характер – мы воспринимаем дерево только тогда, когда видим его. Восприятие тоже во многом связано с органами чувств, как и ощущения. Поэтому можно говорить о слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных образах. Однако наиболее изучены только первые два, поскольку зрение и слух являются основой нашего понимания и изучения мира. Но помимо них, у нас имеются и более сложные восприятия: времени, движения, пространства. Последнее, конечно, связано с визуальными ощущениями, однако имеет свою специфику. Вместе с тем восприятие – более сложный процесс, чем просто ощущения. Он связан со способностью мозга к синтезу и анализу. Сначала мозг фиксирует воздействие и различает его среди других воздействий, затем сравнивает с имеющимися в памяти образами и создаёт новый целостный образ. Восприятие связано с деятельностью человека и его общим психическим состоянием. Поэтому при разном настроении мы воспринимаем одни и те же объекты несколько по-разному. Острота восприятия зависит также и от сенсорного опыта: чем больше чувственных образов хранится в памяти, тем более разнообразным является восприятие. Обладатель богатого сенсорного опыта различает огромное количество оттенков цветов, среди беспорядочного городского шума способен вычленить какой-то конкретный звук (например – пение птицы), может чувствовать едва различимые запахи и выделять в них отдельные компоненты (читать далеее...).
3) "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений". Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями. У детей с ЗПР наблюдаются трудности формирования пространственных представлений, а также трудности их языкового оформления. И без специальной помощи эти представления не будут дифференцироваться и обогащаться. Все это отразится на личностном и социальном развитии детей. Очевидно, что работа по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР должна вестись планомерно и целенаправленно (читать далее...).
4) "Развитие наглядно-действенного мышления детей с отклонениями в развитии". Важность развития наглядно-действенных форм мышления состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. Значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления. Наглядно-действенное мышление у детей с ОВЗ отстаёт в темпе развития. Этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия, у этих детей отсутствует, так как они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия (читать далее...).
5) "Развитие наглядно-действенного мышления детей с отклонениями в развитии". В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее благоприятен к обучению, опирающемуся на образы. Наиболее эффективным средством развития наглядно-образного мышления является дидактическая игра. Игра способствует расширению представлений об окружающем мире, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также способствует опыта общения детей с взрослыми и сверстниками. Игра делает процесс обучения более легким, интересным. Процесс игры вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть, способствует развитию детской инициативы (читать далее...).
6) «Развитие логического мышления посредством дидактических игр». Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать (читать далее...).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 4-6 лет с ЗПР на 2022-23 учебный год (смотреть...).
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 5-6 лет с ТНР (ОНР) на 2022-23 учебный год (смотреть...).
Рабочая программа учителя-дефектолога для детей 6-7 лет с ТНР (ОНР) на 2022-23 учебный год (смотреть...).
Методическая разработка на тему «Коррекция и развитие познавательных процессов у детей 6-7 лет с ТНР посредством дидактических игр и специальных упражнений» (смотреть...).
Презентация из опыта работы на тему «Коррекция и развитие познавательных процессов у детей 6-7 лет с ТНР посредством дидактических игр и специальных упражнений» (смотреть...).
Пример плана индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессову дошкольников с ТНР подготовительной к школе группы по АООП ДО МБДОУ д/с №9 "Ромашка" детей с ТНР (смотреть...).
Пример плана коррекционно-образовательной деятельности по развитию математических представлений у дошкольников с ТНР подготовительной к школе группы по АООП ДО МБДОУ д/с №9 "Ромашка" детей с ТНР (смотреть...).
ЛИТЕРАТУРА:
Комплексная программа развития ребенка раннего возраста «Забавушка» (от 8 месяцев до 2 лет) / Е.А. Екжанова, Е.М. Ишмуратова, Л.М. Агекян, Е.Н. Краснокутская; под ред. проф. Е.А. Екжановой. — Санкт-Петербург: КАРО, 2016. — 328 с. (смотреть...).
Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — 2-е изд. —М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 160 с. (смотреть...).
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. (смотреть...).
Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Эрик Шоплер. (смотреть...).
Развитие ребенка с аутизмом: Коррекционно-развивающая программа «Птичка-невеличка» и материалы к ней. Методическое пособие для работы с детьми, имеющими аутизм. — [б. м.] : Издательские решения, 2016. — 278 с. (смотреть...).
Наглялный материал к психолого-педагогической диагностике. Е.А. Стребелева (смотреть...).
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. (смотреть...).
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.—М: Просвещение, 1990.— 191 с. (смотреть...).
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» /[Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. (смотреть...).