|
|
|
СТАТЬИ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: 1) "Развитие ощущений у детей с ОВЗ". Это наиболее первичный и примитивный вид познавательных процессов. Это сигналы, которые воспринимаются органами чувств. Они дают нам представление об отдельных свойствах предметов – температуре, цвете, звуке, вкусе и т. д. Ощущения не могут дать целостную картину мира, к тому же они сиюминутны: когда заканчивается контакт органа чувств с предметом, ощущение пропадает. Обычно мы говорим о пяти видах ощущений: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Романтики могут попытаться описать ещё и некое «шестое чувство». В действительности ощущений у человека гораздо больше. Их даже принято делить на три группы. Первая – это те самые пять чувств, которые дают мозгу информацию о внешнем мире. Вторая группа – это ощущения, идущие от внутренних органов (чувство голода, жажды, боли, сердцебиения и др.). Третья группа – ощущения, идущие от мышц: данные о положении тела в пространстве, движении, напряжении мышц и др. (читать далее...). | ||
2) "Развитие восприятия у детей с ОВЗ". Это то, с чего для человека начинается собственно познание. Ведь ощущения в чистом виде чаще всего нами не осознаются. Процесс восприятия ещё именуется перцепцией. Он позволяет отражать мир в целостных образах, хотя по-прежнему носит лишь сиюминутный характер – мы воспринимаем дерево только тогда, когда видим его. Восприятие тоже во многом связано с органами чувств, как и ощущения. Поэтому можно говорить о слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных образах. Однако наиболее изучены только первые два, поскольку зрение и слух являются основой нашего понимания и изучения мира. Но помимо них, у нас имеются и более сложные восприятия: времени, движения, пространства. Последнее, конечно, связано с визуальными ощущениями, однако имеет свою специфику. Вместе с тем восприятие – более сложный процесс, чем просто ощущения. Он связан со способностью мозга к синтезу и анализу. Сначала мозг фиксирует воздействие и различает его среди других воздействий, затем сравнивает с имеющимися в памяти образами и создаёт новый целостный образ. Восприятие связано с деятельностью человека и его общим психическим состоянием. Поэтому при разном настроении мы воспринимаем одни и те же объекты несколько по-разному. Острота восприятия зависит также и от сенсорного опыта: чем больше чувственных образов хранится в памяти, тем более разнообразным является восприятие. Обладатель богатого сенсорного опыта различает огромное количество оттенков цветов, среди беспорядочного городского шума способен вычленить какой-то конкретный звук (например – пение птицы), может чувствовать едва различимые запахи и выделять в них отдельные компоненты (читать далеее...). | ||
3) "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений". Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями. У детей с ЗПР наблюдаются трудности формирования пространственных представлений, а также трудности их языкового оформления. И без специальной помощи эти представления не будут дифференцироваться и обогащаться. Все это отразится на личностном и социальном развитии детей. Очевидно, что работа по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР должна вестись планомерно и целенаправленно (читать далее...). | ||
4) "Развитие наглядно-действенного мышления детей с отклонениями в развитии". Важность развития наглядно-действенных форм мышления состоит в том, что те или иные погрешности, допущенные в его развитии, отрицательно сказываются на всех последующих этапах умственного развития ребенка. Значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт формирования других, более сложных форм мышления. Наглядно-действенное мышление у детей с ОВЗ отстаёт в темпе развития. Этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия, у этих детей отсутствует, так как они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия (читать далее...). | ||
5) "Развитие наглядно-действенного мышления детей с отклонениями в развитии". В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее благоприятен к обучению, опирающемуся на образы. Наиболее эффективным средством развития наглядно-образного мышления является дидактическая игра. Игра способствует расширению представлений об окружающем мире, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также способствует опыта общения детей с взрослыми и сверстниками. Игра делает процесс обучения более легким, интересным. Процесс игры вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть, способствует развитию детской инициативы (читать далее...). | ||
6) «Развитие логического мышления посредством дидактических игр». Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать (читать далее...). | ||
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
| ||
ЛИТЕРАТУРА:
| ||
ДИДАКТИКТИЧЕСКИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ: | ||
"Кто как кричит?" смотреть... |
"Дикие и домашние животные" смотреть... |
"Игры со смешариками" смотреть... |
"Фрукты и овощи" смотреть... |
"Развиваем интеллект" смотреть... |
"Математические горки" смотреть... |
"Сколько углов у фигуры?" смотреть... |
"Сосчитай петушков" смотреть... |
"Сосчитай рыбок" смотреть... |
"Сосчитай утят" смотреть... |
"Волшебный счет" смотреть... |
"К Ёжику на день рождения!" смотреть... |