|
|
Уважаемые родители (законные представители) и гости сайта! Здесь Вы можете обратиться ко мне по интересующему Вас вопросу.
| |
Уважаемые родители (законые представители) и педагогические работники! В нашем ДОУ функционирует "Служба психологической помощи". По оказанию психологических консультаций вы можете обратится ко мне - педагогу-психологу. Предлагаю вам ознакомится с положением о "Службе психологической помощи" и графиком консультаций. Также в ДОУ реализуется программа психолого-педагогического сопровождения по подготовке ребенка к школе "По дороге в школу" для детей 5,5-7 лет.
| |
График консультаций на 2016-17 учебный год (смотреть...) |
Положение о "Службе психологической помощи" (смотреть...) |
Программа психолого-педагогического сопровождения по подготовке ребенка к школе "По дороге в школу" для детей 5,5-7 лет (смотреть...) | |
Консультация для родителей: 1) «Родительское программирование на неудачу» (читать...) 2) «Кризис 7 лет» (читать...) 3) «Подготовка ребёнка к школе» (читать...)4) Рекомендации для родителей по подготовке детей к школе (читать...)
| |
Статьи из опыта работы1. "Значимость детско-родительских отношений для социализации ребёнка"Социализация – самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственных ценностных ориентаций . Семья – первая среда поло-ролевой социализации ребёнка, где он приобретает знания о себе и об окружающей действительности, взаимодействуя с родителями. Большинство современных исследований опираются на типологию родительских отношений, предложенную Д. Бомриндом, который представил её в виде трёх основных стилей: авторитетный, авторитарный и попустительский. Во всех подходах главной характеристикой родительских отношений являются любовь, которая определяет доверие к ребёнку; радость и удовольствие от общения с ним; стремление к его защите и безопасности; безусловное принятие и внимание; требовательность и контроль. (Читать...). 2. "Тревожные дети"Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к психологу детского сада. При этом в последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество таких обращений существенно увеличилось. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют и специальные экспериментальные исследования. Изменилось, если так можно выразиться, и «качество» тревожности. В настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющих глубинный характер, т.е. наиболее тяжелых и в наименьшей степени поддающихся преодолению. Также настораживает то, что возрастает значение неблагополучия в общении со сверстниками и наличие чувства собственной неполноценности в старшем дошкольном возрасте. Ранее значение этих характеристик в возникновении тревожности рассматривалась по отношению преимущественно к подростковому возрасту, и традиционно связывалось с доминированием потребности в общении и развитием самосознания. (Читать...). 3. "Если малыш грызет ногти..."Если малыш грызет ногти, то его тревожность повышена, его что – то волнует и угнетает. Привычка грызть ногти временно успокаивает ребенка, снимает нервное напряжение, доставляет удовольствие. Погрызенные ногти – попытка обратить внимание взрослых к себе и своим переживаниям. Поэтому мазать пальцы горькими жидкостями, угрожать наказаниями, читать нотации зачастую означает попросту мучать своего ребенка. Нужно устранять причину, а не бороться со следствием. (Читать...). 4."Развод родителей - выход из положения или..."К сожалению, в современном мире разводом уже никого не удивишь. Это стало «лёгким решением» для выхода из постоянных ссор и размолвок. Даже если родители уверены, что так будет лучше для всех, часто прибывают в стрессовой ситуации во время всего бракоразводного процесса. Кажется, что своих детей, таким образом, мы, родители, огораживаем своего ребенка от постоянных конфликтов. Но, увы, это мнение ошибочное и никто так не переживает, как именно ребенок. Мы, взрослые, смотрим на всю нашу жизнь через определённый свой опыт, делаем выводы, принимаем решения, думаем, что многие люди разводятся, и со временем становится всем комфортнее и спокойнее. Ребенок, оказавшись в такой ситуации, получает серьёзную травму, которая может выражаться, как в злости, так и в унынии, рассеянности, непоследовательности и непредсказуемости в своем поведении. (Читать...). Консультации 1. Консультация для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Стадии профессионального выгорания Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии – три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности: Первая стадия: · Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе; · Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; · Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!». Вторая стадия: · Возникают недоразумения с людьми, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; · Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии других людей – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. Третья стадия: · Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; · Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта профессионального выгорания Первый - снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми. Третий – эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Симптомы профессионального выгорания Первая группа - психофизические симптомы: · Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); Ощущение эмоционального и физического истощения; · Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию). · Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); · Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; · Резкая потеря или резкое увеличение веса; · Полная или частичная бессонница; · Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; · Отдышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; · Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа - социально-психологические симптомы: · Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; · Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); · Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительности, скованности); · Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); · Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; · Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективны (по типу «как не старайся, все равно ничего не получится»).
Третья группа- поведенческие симптомы: · Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее; · Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); · Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; Руководитель затрудняется в принятии решений; · Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; · Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; · Дистанцированность от сотрудников, повышение неадекватной критичности; · Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Внешние и внутренние условия профессионального выгорания Личностный фактор Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководителя. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствует также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
Ролевой фактор Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Организационный фактор На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.
Качества, помогающие избежать профессионального выгорания Во-первых: · Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни). · Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: Опыт успешного преодоления профессионального стресса; Способность конструктивно меняться в напряженных условиях; Высокая мобильность; Открытость; Общительность; Самостоятельность; Стремление опираться на собственные силы. В-третьих: · Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания 1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. 3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы. 4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. 5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. 6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. 7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. 8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Профилактика и психологическая помощь Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием Забота о себе и снижение уровня стресса: - стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении; - удовольствие (релаксация, игры); - умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. 2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности; - стремление находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; - стремление бороться со своими негативными убеждениями; - создание сообщества. 3. Повышение уровня профессионального мастерства. |