|
|
Статья из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Мы с этим именем живем, мы этим именем гордимся!" «Усталость тихая, вечерняя зовёт из гула голосов в Нижегородскую губернию и в синь Семёновских лесов…». Б.П. Корнилов. Этим стихотворением, написанным поэтом в восемнадцатилетнем возрасте, начинаются практически все сборники стихов Корнилова и книги о нём. Это настоящий гимн Нижегородской глубинки, нижегородского лесного Заволжья. В 1997 году издательство «Нижегородская ярмарка» выпустила книгу «Наш край», в которой опубликовала список имён, вошедших в историю Нижегородской области. В этой книге, те, кем гордится наша губерния. Среди них более чем сотни фамилий великих учёных, полководцев, людей творческих профессий. Одних писателей более десятка. Да что это за имена! Максим Горький, Аркадий Гайдар, Мельников - Печёрский, Карамзин. А вот поэтов только трое в этом списке. И один из них Борис Корнилов. Поэт, действительно известный на всю Россию. Поэт, проживший яркую, но короткую жизнь. Поэт, любивший свою Родину, Семёнов, реку Керженец, Нижний Новгород, Волгу. Борис Корнилов самый известный нижегородский и чуть ли не единственный поэт со всесоюзным именем за всё время существования нашей губернии. Молодое поколение в нашем городе, и не только оно, плохо знает нашу историю, не знает имя, которым наш город должен гордиться. В школе, на уроках краеведения им рассказывают про Кузьму Минина, Валерия Чкалова и Максима Горького. Это хорошо, но мало. Дети должны знать, что каждый край знаменит людьми, которые стали известны всей стране. Мы, семёновцы, гордимся тем, что на нашей земле, в нашем городе жил такой великий и известный поэт Б. П. Корнилов. К сожалению, творчество Бориса Корнилова в основном посвящено взрослым, он писал стихи о природе нашего края, родной деревне, которую он любил, им была написана «Песня о встречном». Но в 1934 году поэт пишет сказку для детей в стихах «Как от мёда у медведя зубы начали болеть». Мрачноватая, завораживающая колыбельная с рефреном «Спи, мальчишка, не реветь» повествует о печальной истории старого медведя, объевшегося мёдом. Результат - заболел зуб. Друзья не оставили страдальца в беде - дятел вырвал ему больной зуб, а кроты нашли золото для нового зуба. Медведь всё понял, теперь он «много мёда не ворует» и главное «чистит зубы каждый день». Вот какая полезная книжка-ребёнок заснёт, а заодно поймёт, что надо чистить зубы, и не есть много сладкого. Дети всегда любили и будут любить сказки. В них скрыта народная мудрость, юмор, яркие образы, динамичность, неограниченные возможности для фантазии. Сказки помогают детям разобраться, что такое хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Она не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Сказка часть народной культуры. А у каждого народа есть свои любимые сказочные герои. Одним из любимых детских сказочных героев является медведь. Поэтому мы решили познакомить детей с творчеством нашего поэта-земляка Бориса Корнилова, взяв за основу его сказку «Как от мёда у медведя зубы начали болеть». | |
|
|
|
|
"Федосеевская игрушка" Статья из опыта работы по формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с федосеевской народной игрушкой. | |
|
|
Игрушка – непременная принадлежность детства, поэтому весь смысл любой игрушки должен соответствовать интересам детей с учетом современной действительности.
Во все исторические эпохи игрушка была связана с ребенком, в процессе происходило формирование его умственных, физических и нравственных качеств. Исторические и экономические условия каждой эпохи накладывали отпечаток на форму, содержание игрушки, но, несмотря на это, некоторые игрушки обладают устойчивостью и универсальностью.
Народная игрушка сохраняет национальные особенности народного творчества. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помощью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление. История народной игрушки начинается с глубокой древности. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево. Деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.
Федосеевская игрушка считается родоначальницей игрушек, которые делались и делаются в Семёновских краях. У федосеевской игрушки есть то, что всегда привлекало к ней детей: праздничность жёлтого цвета и приближённость её к быту, к реальным формам предметов. Вырезанные топориком и ножом федосеевские кроватки, столики, буфеты, пароходы, трамваи, лошадки с санями, ветряные мельницы окрашивали в ярко-лимонный цвет и по нему наносили красные пятна цветов, так привлекающие детей.
Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывая волевые качества, способствуя развитию мелкой моторики. Отражающая действительность, быт, родную природу, традиционная народная игрушка способствует формированию интересов детей, помогая воспитывать их активными и творческими людьми.
Значение народной игрушки в жизни детей:
O Игрушка развивает эмоциональную сферу личности дошкольника.
O Способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожественный и этнокультурный компонент.
O Формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формированию ценностного отношения к окружающей действительности.
Таким образом, опираясь на целевые ориентиры ФГОС, можно сделать заключение: народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как именно через нее ребенок познает мир и происходит его социализация в обществе. А использование народной игрушки в процессе образования помогает создать такую среду, в которой все - от личностного отношения педагога к ребенку до содержания программы – направлено на патриотическое и духовно-нравственное воспитание.
С внедрением ФГТ и ФГОС ДО региональный подход в воспитании и обучении детей является актуальным. Это обусловливается социальнопедагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Поэтому мной была разработана элективная программа для детей старшей группы "Федосеевская топорная игрушка".
Здесь вы можете познакомиться с НООД по художественному творчеству (рисованию) "Лошадки не простые - деревянные, расписные" (читать...).