|
|
Статья из опыта работы "Художественная литература как средство развития образности речи детей среднего дошкольного возраста" Очень давно, более ста пятидесяти лет назад, в России начали серьезно задумываться над тем, что и как читают люди. Это было нужно потому, что после отмены крепостного права стало бурно развиваться просвещение и к книге потянулись те социальные слои, которым ранее она была недоступна. Замечательный русский просветитель Н.А. Рубакин отмечал: « В читателе… отражается общественная жизнь, как в капле воды отражается окружающая среда». Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств. Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в этом деле является чтение, т.к. в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему и, как следствие, много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного детства, а не со школьных лет, как это было ранее. Процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий и т.д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка. Огромно ее воспитательное значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является черпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи, прежде всего, видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения. Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в дошкольном возрасте. Необходимость работы над проблемой развития образности речи объясняется потребностью современного общества в творческих, культурных, самостоятельных гражданах. Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи, которое невозможно без соответствующего развития словаря и грамматического строя речи. При анализе критериев развития речи детей, было замечено, что развитие словаря и грамматики находятся на низком уровне развития. В ходе обследования звуковой культуры и связной речи было выявлено, что многие дети имеют низкий уровень развития изучаемой стороны речи, что требует коррекции. Полученные результаты, позволяют сделать следующие выводы - большинство детей имеют трудности в овладении необходимого уровня речевого развития и могут корректироваться соответствующей организованной образовательной деятельностью по ознакомлению детей с художественной литературой. Для проведения работы по организации образовательной деятельности был составлен перспективный план ознакомления дошкольников с художественной литературой с использованием моделирования. Деятельность моделирования помогает пониманию особенностей каждого типа высказывания и умению передать их характерные особенности, соблюдая структуру (начало, середину, конец) текста и используя разнообразные средства связи для соединения структурных частей, что рассматривается как высокий уровень развития связной речи. Деятельность моделирования увлекла детей и повысила интерес к художественной литературе природоведческого характера, что оказало влияние на развитие образности речи. По мере овладения навыком моделирования дети начинали использовать вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты - происходило свертывание модели. Элементами модели-заместителя являлись схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определялось воспитателем, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому. Полученные знания и умения дети активно использовали в самостоятельном словесном творчестве. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Статья из опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного материала" Развитие творческих способностей у дошкольников – одна из важнейших задач на современном этапе. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее у него будут формироваться воображение, внимание, речь. Большую роль в этом процессе играют игры и занятия с природным материалом (читать...). | |
|
|